grande_marmotte (grande_marmotte) wrote,
grande_marmotte
grande_marmotte

Categories:

Выполняя новогодние резолюции

Кое-кому стукнуло семь лет, и у меня наконец дошли руки до организации занятий русским языком по-взрослому.
В русскоязычном виртуальном пространстве не так уж много людей, занимающихся билингвами, ещё меньше - занимающихся дистанционно, а уж внушающих мне доверия - кот наплакал. С одной из этих редких птиц я и назначила скайп-рандеву, с целью разработки плана и стратегии занятий. Мне был прислан список вопросов - получилась нехилая такая простыня, которую мне бы хотелось сохранить тут, на память.
Оно интересно крайне малому кругу читателей, поэтому всё под кат.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Какие есть проблемы в речи у ребёнка? Что с письмом и чтением?

Речь: она есть, это уже меня радует :) В три-четыре года русского языка в ответ было не добиться (отдельные слова и ооочень простые фразы из пары слов), на всевозможных русскоязычных развивашках деть страшно истерил, потому что не мог себя выразить - теперь я понимаю, что просто не хватало словарного запаса и умения им пользоваться. Постепенно всё чаще и чаще сын отвечал мне по-русски, сейчас это около 80%. Переключается на французский в двух случаях: когда не может себя выразить по-русски, а эмоции распирают и нужно рассказать вотпрямщас, думать некогда - и когда приходит со школы и ещё не успел переключиться. С бабушкой, которая приезжает трижды в год на 2 недели, общается по-русски. В общем и целом, владение русским - предмет его гордости, и даже в окружении франкофонов (его друзей, семьи мужа к примеру) он в большинстве случаев обрашается ко мне по-русски (это недавнее явление). Опять же, мы живём в скорее поддерживающей среде, где владеть несколькими языками нормально и почётно. Большое подспорье - в радиусе 500 метров есть 4 русскоязычных семьи с детьми, с которыми мы дружим и регулярно проводим вместе время. То есть, exposure есть, и это радует - ребёнок видит, что есть применение его умениям. Сейчас мне подумалось, что я недостаточно использую все эти вышеописанные плюшки в пределах досягаемости - возможно, имеет смысл подумать об организации какого-то кружка для всех, или чего-то в этом роде.
Конечно, далеко не всё гладко: словарный запас по-прежнему сильно беднее, чем во французском (язык папы и страны); случаются ошибки в согласовании падежей, ошибки вроде "я покупил", "неможно", "от здесь до там". Другими словами, речь бойкая, но достаточно корявая.

Чтение: лет с 4-х я периодически закидывала удочки на этот предмет, но каждый раз дело стопорилось на этапе складывание букв в слоги. Прошлым летом человек, похоже, дозрел - и за две недели летних каникул мы окучили "Логопедический букварь" и "Пишем вместе с логопедом" Е. Косиновой:
До января тренировались со всякими простыми словами и предложениями (игры на складывание слов из букв, Зверобуквы, Читай-Хватай, книжки Русситы, Жени Кац, про Пипа, я писала всякие мини-квесты и записочки). Сейчас, в принципе, может прочитать что-то длиннее - но боится длинных текстов :) Вот позавчера прочитал М. Мерсера "Папин помощник" (http://www.labirint.ru/books/486225/) - справился, хохотал в нужных местах - но вот рассказик из "Саши и Маши" по-прежнему внушает ужас - там же ж целая страница текста некрупным шрифтом, кошмар! Пока что тренируемся на мини-книжках, которые он приносит из школы: я сканирую и перевожу, получается примерно вот так:


Письмо: с письмом дела очень так себе, дальше печатных букв дело не пока идёт (написать короткую открытку бабушке); хочу над этим работать. Диктанты, думаю, тоже очень бы были в кассу.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Как вы сейчас занимаетесь? Положите на пол все ваши учебные пособия на ваш возраст и сфотографируйте их, пожалуйста.
Занимаемся мы, положа руку на сердце, очень неорганизованно - то пусто, то густо. То нападает вдохновение, и занимаемся помногу каждый день, то целую неделю почти ничего не делается.
Это то, что я бы хотела изменить прежде всего, очень не хватает структуры и плана.
Занимаемся по этим учебникам (письмо, математика, чтение & развитие речи):





Плюс, достаточно много разрозненных занятий и идей, которые я черпаю в том числе у вас.

Занимаемся матемaтикой по Петерсон и Кац, это обоим очень нравится (и, хочется верить, вносит что-то в развитие языка).
Из последних идей - делаем гербарий, попутно набирая всякую ботаническую лексику.
Ставим опыты всякие. В общем, я бы сказала, основная доля активного русского приходит из занятий чем-то на русском.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. На какой уровень языка вы бы хотели выйти через год? Что, в идеале, умеет ваш ребёнок через год?
Тут, конечно, очень хочется написать - а какие есть варианты? :)

Прежде всего, я бы хотела расширить словарный запас (я понимаю, что это не очень конкретная цель - но как оценить словарный запас, имеющийся на данный момент?). Если уж быть совсем амбизиозной, я бы хотела приблизиться к среднему уровню его российских сверстников (пусть не из профессорской семьи :)). Скажем, чтобы через год он мог выражать себя так же полно, как средний российский шести-семилетка. Чтобы мог связно и более-менее красиво пересказать текст или описать событие, пользуясь синонимами, а не "я пошёл и там увидел"

Xотела бы одолеть барьер с чтением текстов длиннее половины страницы - он очень любит книги и новую информацию, и мне прямо жаль, что пока что не может полноценно добывать её самостоятельно.

Письмо - хочу перейти к прописям, и вообще, побольше писать. На данный момент этот скилл у нас в арьергарде, к сожалению. Чтобы смог написать прописью короткое письмо другу, скажем. Орфография меня пока не очень волнует.



------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Что в ваших занятиях нравится ребёнку, а что не нравится?

Пока что сам концепт - заниматься по книжке - идёт вполне себе на ура; с этой точки зрения обе книги Косиновой очень удачные - 6-8 коротких понятных заданий, красочное оформление.

Некоторые из ваших наработок тоже имели успех: к примеру, клеить лепестки-слова на серединки с "он", "она", "оно"; делать лэпбуки. Ну и, конечно же - те занятия, где он и не подозревает что они занятия - вот как в примере с гербарием, или любым другим организованным мной времяпрепровождением по-русски. Стараемся заниматься этим почаще, насколько позволяет время, оставшееся от учёбы и работы.

Писать не нравится ни под каким соусом :(
Но - у ребёнка есть зачаток императива "если нужно, то можно чуть потерпеть, даже если скучно и не нравится" и ценность "научиться новому" пока что высокая, под этим соусом можно замотивировать на письмо.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Напишите, пожалуйста, список из 5 последних книг, которые вы прочитали с ребёнком


- Саша и Маша, А. Шмидт (в процессе)
- Мама, папа, бабушка, 8 детей и грузовик (очень понравилась, купили продолжение, следующая на очереди)
- Кaк папа был маленьким, А. Раскин
- Что делать, если..., Л. Петрановская
- Про битвы и сражения, Э. Шендерович

Кроме этого, постоянно читаются тонны научпопа - всякие энциклопедии в духе "как это устроено", история, путешествия, про природу, про открытия, серия "Настя и Никита" в большом почёте. Стихи под настроение, из любимых - Маяковский, Хармс, Бродский, Саша Чёрный
Tags: Бублик, ученьесвет
Subscribe

  • День 84.

    (который должен был быть днём 92, но писать что-то каждый день меня не хватило) *В субботу чипировалась Пфайцером, полёт нормальный, рога пока не…

  • День 83.

    Ничему меня жизнь не учит. Работала сегодня под подкаст Кости Пинаева про Лондон, Излингтон и окрестности. О, думаю - дай-ка зайду…

  • День 80.

    У Эдгара сегодня полноценный рабочий день (вчера и позавчера тоже были репетиции по полдня): с 9 до 17:30 записывали концерт с оркестром, всё это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • День 84.

    (который должен был быть днём 92, но писать что-то каждый день меня не хватило) *В субботу чипировалась Пфайцером, полёт нормальный, рога пока не…

  • День 83.

    Ничему меня жизнь не учит. Работала сегодня под подкаст Кости Пинаева про Лондон, Излингтон и окрестности. О, думаю - дай-ка зайду…

  • День 80.

    У Эдгара сегодня полноценный рабочий день (вчера и позавчера тоже были репетиции по полдня): с 9 до 17:30 записывали концерт с оркестром, всё это…